mail agent
Видео о Междисциплинарном Центре Реабилитации

Ясность речи – путь к пониманию


Сложно переоценить важность человеческой речи. Это один из главных инструментов для коммуникации в обществе. Не иметь возможности говорить и понимать речь окружающих – страшно. Особенно тяжело с этим смириться людям взрослым, с полностью сформированными речевыми навыками. Они оказываются в социальной изоляции, появляется ощущение неполноценности. Потеря уже сложившегося речевого навыка вследствие органических поражений головного мозга называется афазия. Поддаётся ли она лечению?

Рассказывает Елена Сергеевна Заикина, логопед МЦР: "Восстановление зависит от каждого конкретного случая. Афазия бывает разных форм и возникает из-за поражения коры речевого центра при инсульте, воспалительных заболеваниях, черепно-мозговой травме, опухоли мозга.  Часть повреждённых связей со временем может восстановиться. Но предсказать случится это или нет, не может ни один врач. На начальных этапах невозможно предугадать сумеет ли пациент полностью вернуть речевые навыки. Все очень индивидуально, ведь это мозг! Нарушений речи не бывает отдельно от других поражений, всегда идут сопутствующие проблемы с памятью, мышлением, вниманием, восприятием

Можно разделить афазию на:

  • Акустико-гностическую или сенсорную. Она возникает при нарушениях в зоне Вернике (верхневисочных отделах мозга). При этом человек не понимает, что произносят окружающие и не может связно говорить сам. Его речь многословна, но бессмысленна. Больной теряет способность выделять признаки звуков несущих смыслоразличительные функции. Разговаривая, человек думает, что говорит правильно, но на самом деле вы не понимаете его, а он вас. Исправление сенсорной формы сводится к восстановлению возможности на слух различать фонемы схожие по звучанию.
  • Моторная афазия различается по месту локализации дефекта, и бывает афферентной и эфферентной. Афферентная характеризуется отсутствием или поисками артикуляции, при которой производятся сумбурные движения губами, языком. Нередко встречается невозможность производить такие движения, как подуть, пощелкать языком по заданию. Зато непроизвольно они легко выполняются. Во время сильного воодушевления пациент способен произносить речевые штампы: «не знаю», «давай», «ох!». Этому сопутствуют мимические гримасы, бурная жестикуляция. Больные могут использовать слово «эмбол». Это «осколок» имени родственника, часть слова, которое произносилось в мгновение удара (заболевания), ругательное выражение. К сожалению, строки из молитв или стихов, выступавшие эмболами в прошлом, сейчас почти не встречаются. Восприятие ситуационно-бытовой речи сохраняется, а вот владение письмом и навыками чтения нарушено. При эфферентной афазии речь целиком или частично отсутствует. Больной теряет способность повторить серию слогов или звуков. Есть разновидность эфферентной афазии, сопровождающаяся аграмматизмом. Может проявляться пассивность в выборе слов. Встречается форма, при которой разрушается мелодичность, плавность смены слогов друг другом.
  • Динамическая афазия – это речевая спонтанность и инактивность. Проявляется сложностями в речевом программировании. Больной может повторить слово, но не может составить фразу. Речь таких пациентов отличается телеграфным стилем: бедная, односложная, часто с ошибками согласования. При этом речевой мотивации у них нет. Поскольку произносительных трудностей не наблюдается или они незначительные, надо в первую очередь восстановить грамматическое структурирование и речевое программирование.
  • Акустико-мнестическая афазия диагностируется, если у больного присутствует проблема со слуховой мнестической деятельностью. Пациент не в состоянии запомнить ряд услышанных слов. Наблюдаются трудности в понимании больших объемов текста и словарный дефицит. Человек, пытаясь вспомнить название предмета, может выдать большой ассоциативный ряд: для чего используются отличительные признаки, но наименование вспомнить не может. В случае акустико-мнестической афазии требуется развитие речевой памяти и преодоление слабых акустических следов. При этом хорошо себя зарекомендовало заучивание стихов, пересказы текстов. Елена Заикина вспоминает: "Пациентка – учитель по профессии – перенесла ишемический инсульт, который привел к акустико-мнестической и семантической афазии. Для восстановления речи пришлось провести 31 логопедическое занятие. Но в итоге женщина не только избавилась от затруднений в речи, но и смогла вернуться к преподаванию".
  • Семантическая - последний вид афазии. Она характеризуется неспособностью воспринимать сложные логико-грамматические обороты при сохранении способности улавливать ошибки согласования. Если дать человеку неверный текст, например: «солнце освещается землей», он понимает, что это не так. Поэтому необходимо возобновление восприятия логико-грамматических оборотов.

Вышеописанные формы речевых расстройств относятся к разряду «чистых афазий». Но в логопедической практике часто бывает, что наблюдаются симптомы нескольких видов и нельзя понять, какие из них являются ведущими.

При работе с вторичными расстройствами требуется комплексное воздействие для развития высших психических функций. Для этого дается накопление активного словаря, устранение ошибок грамматики, восстановление навыков чтения, письма. Работа со специалистом предстоит трудоемкая, и начинать ее надо как можно раньше, сразу после разрешения лечащего врача. Причем терпение потребуется не только от пациента, но и от его близких.

Многое зависит от самого больного. Елена Сергеевна рассказала такой случай: "Недавно к нам обратился профессор из Берлина. Человек преподавал в нескольких странах, владел четырьмя языками: немецким, русским, французским, английским. После инсульта у него развилась сенсорная афазия. Он самостоятельно обратился в МЦР. Уже за три недели занятий объем понимания увеличился, словарный запас возрос, расширились возможности самоконтроля и самостоятельной коррекции. Так что положительная динамика налицо".

Самое главное, что хотелось бы сказать в итоге: может показаться, что если нет стопроцентной гарантии в полном восстановлении речевых функций, то и необходимости обращаться к специалисту - нет. «Это не так! - уверена Елена Заикина. – Мы работаем не только с речью, но даем пациентам навыки невербального общения. Какой бы степенью тяжести не отличались нарушения, возможность общаться с окружающими должна быть всегда".

Название: Ясность речи – путь к пониманию
26.06.2018

Возврат к списку



Подробности и запись на прием по телефону: +7 (495) 727-42-62
Закажите обратный звонок
Имя *
Это поле обязательно для заполнения
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш вопрос
Нажимая на кнопку Заказать, вы даете согласие на обработку персональных данных

3D-панорама
   


Ваша оценка успешно отправлена