Знак аккредитации Знак аккредитации
1
Европейский сертификат и аккредитация Европейского Союза Медицинских Специалистов (UEMS)

Честный подход в коммерческой медицине: реальность или наивный миф? - междисциплинарный центр реабилитации

Пройти обследование в частной клинике или воспользоваться услугами государственной медицины – такая дилемма часто встает перед человеком, которому нужен врач. Считается, что государственная медицина имеет меньше технических возможностей и не слишком пациентоориентирована, а квалификация специалистов вызывает сомнения. Частная же, по мнению многих, настроена на то, чтобы "раздеть" пациента, хотя качество услуг в ней намного выше. Оба утверждения спорны. Так ли уж плохо государственное здравоохранение и можно ли найти честные коммерческие клиники?

Честный подход в коммерческой медицине: реальность или наивный миф?

Плюсы и минусы государственной медицины

«У моей близкой подруги нашли сомнительное новообразование. – рассказала Маша С. - Необходимо было сделать биопсию и понять, злокачественное оно или нет. Подруге 28 лет и она обслуживается в государственной клинике. Она была на приеме 25 сентября, а анализы и биопсию ей назначили на 7 ноября. До постановки диагноза пройдет больше месяца, и если опухоль злокачественная, это может печально сказаться на прогнозе. А ведь есть частные клиники, где эти исследования можно сделать за один день».

Государственное здравоохранение в России действительно довольно неповоротливо и бюрократизировано. Тем не менее, кое-какие «плюшки» от государства можно получить. Это касается бесплатной и качественной диагностики при инсульте, инфаркте, сосудистых заболеваниях и в некоторых других ситуациях. Первый этап диагностики на ВИЧ и туберкулез тоже пройдет без проблем. А вот в случае диагностики инфекционных заболеваний (гепатит В, С, пневмония), а также генетических патологий возникнут трудности. Что касается онкологии, то в теории диагностика доступна. На практике скорость может быть черепашьей, а качество – настоящей лотереей. В Израиле на обследование при раке уходит 3 дня, в России официальный срок составляет месяц, а в реальности может уйти и 3 месяца. Представляете, что за это время может случиться?

Еще одна загвоздка в том, что качество обследования везде разное. «Я знаю, к кому отправить своих пациентов. – рассказывает московский врач, пожелавший остаться анонимным. – При раке в Москве хорошо обследуют в 62-й больнице, при муковисцидозе – в 57-й. В регионах большинство серьезных обследований недоступны, редкие заболевания местным врачам незнакомы. Мало кто знает, как работать с легочной недостаточностью. Нет качественной генетической диагностики. Хромает гистологическое исследование тканей».

Ситуация такова, что качественную диагностику бесплатно затруднительно пройти в одном месте. К тому же, часть методик ОМС не покрываются, а каких-то исследований нужно ждать слишком долго. И тогда за скорость и качество приходится платить. А еще нужно точно знать, где делают хорошее МРТ, где есть качественная биопсия, где работают отличные эксперты конкретного профиля и т.д. А для этого нужен проводник, который составит пациенту «карту»: куда и к кому ему идти в конкретной ситуации. Он направит на обследование в надежный центр, расскажет, где лучше заплатить, а где можно получить качественную помощь безвозмездно и при этом на высшем уровне.Самостоятельно осилить такую задачу человеку не под силу. Поиск такого человека – отдельная непростая задача.

Прибыль или пациент? Поговорим о честности в коммерческой медицине

«У меня была пациентка, которая 6 лет лечилась в разных клиниках, и все не от того. – рассказал профессор, акушер-гинеколог Камиль Бахтияров. – У нее были хронические боли в области таза, и гинекологи, которых она посещала, лечили ее гормональными препаратами и обезболивающими. Человек потратил на консультации и обследования немалые деньги и время. Когда она попала ко мне, я заподозрил, что дело вовсе не в гинекологии. Так и оказалось! У женщины были неврологические проблемы, которые разрешились после лечения, назначенного ей неврологом. Жаль, что это случилось лишь через 6 лет».

Безусловно, частная медицина – это не благотворительность, а бизнес. Однако репутация - тоже не пустое слово. Часто бывает, что клиника ассоциируется с чьим-то именем, и ее репутация распространяется и на этого человека. Крупная клиника где-нибудь в США ли Европе – это серьезная структура с попечительским советом, обучающей базой, научными программами. Многие такие центры открыты при университетах, то есть имеют отношение к государству. Таким клиникам важна собственная репутация и перед пациентами, и перед грантодателями или руководством университета. Есть заведения, которые существуют несколько сотен лет, и их «лицо» для сотрудников важнее денег. «Честная медицина - это вопрос личной истории, а не только бизнеса», - поясняет Александра Славянская, генеральный директор Междисциплинарного центра реабилитации. В российских реалиях бывает по-разному.

Есть клиники, которым нужно отчаянно привлекать клиентов, и ради этого они готовы на многое. Зарабатывая деньги здесь и сейчас, они мало думают о долгосрочных перспективах. И когда приходит человек, с него стараются взять по максимуму, нередко назначая лишние процедуры и пугая диагнозами. Испуганный пациент отдаст все, лишь бы ему помогли. Но в какой-то момент он обязательно поймет, что с ним играют нечестно и начнет жаловаться. Клиники, строящие политику исключительно на получении прибыли, свой быстрый заработок получают, но в итоге теряют репутацию и шанс на обширную клиентуру в будущем.

Поэтому есть частные клиники, которые иначе расставляют приоритеты. Они делают ставку на долговременный результат, честность по отношению к пациенту, открытость, высокий профессионализм. В этих клиниках пациент знает:

  • за что он платит деньги;
  • какой результат принесет услуга.

Там хорошо выстроена коммуникация, и пациента не пугают, а доходчиво объясняют и согласовывают с ним все тонкости лечения.

Помимо этого, серьезная клиника:

  • занимается научной деятельностью, сотрудничает с кафедрами, возможно, имеет образовательную лицензию;
  • вкладывается в обучение медиков;
  • в ней работают как профессора, так и молодые специалисты с международным образованием и опытом;
  • имеет высокотехнологичное оборудование и сертифицированных экспертов, умеющих с ним работать;
  • использует методики доказательной медицины.

"Любая клиника заинтересована в деньгах, независимо от того, коммерческая она или государственная. К сожалению, для многих врачей, работающих в частных структурах, основная задача– побольше заработать. - говорит Александра Славянская. - Когда мы нанимали персонал для нашей клиники, мы столкнулись именно с такой ситуацией.Специалисты, приходившие устраиваться к нам на работу, прежде всего интересовались тем, как раскручивать пациентов и каким будет их процент в случае удачи. Но это не особенность медицины как таковой. Это особенность коммерческой медицины в России.Тем не менее, существуют клиники, которые заботятся о репутации, и я счастлива, что в наш центр удалось привлечь врачей, для которых репутация, ориентированность на нужды пациента и понимание гуманизма профессии крайне важны".

Имеет значение, думает ли коммерческая клиника о таком понятии, как costeffectivе. Медицина совсем бесплатной не бывает. Ведь даже государственная на поверку оказывается платной, если нужно получить что-то сверх минимума. Штука в том, что за одни и те же деньги в разных местах пациент может получить разное качество и разный набор помощи. Поэтому, если клиника стремится использовать деньги пациента максимально эффективно в его интересах - это хорошая и честная клиника. И, конечно, очень важно найти своего врача.

Врач, которому можно доверять: какой он?

Есть целый ряд признаков, по которым можно понять, что перед вами честный доктор, которому вы можете доверить свое здоровье, и деньги будут заплачены не зря. Какие это признаки?

  • Он хорошо образован, имеет немалый опыт в крупных клиниках и продолжает развиваться: всегда учится (ведь медицина не стоит на месте!), не боится признать свою ошибку или посоветоваться с коллегами по спорному случаю. Отлично, если врач имеет опыт учебы и работы за границей и международные сертификаты.
  • Он человечен: умеет выстаивать коммуникацию с пациентом на основании высоких этических норм: с уважением к жизни пациента, его переживаниям, особенностям и потребностям. Задачи пациента, его благополучие – приоритет для такого врача.
  • Он доступен: общается с пациентом и его семьей: объясняет суть и последствия заболевания, свои назначения, действия, отвечает на вопросы, даже самые неудобные или тяжелые. Он в состоянии рассказать о сложном простым языком, так, чтобы пациенту стало понятно и не страшно.
  • Он всегда на связи: ему можно позвонить практически в любое время, написать сообщение, и он ответит.

Такие доктора могут работать одновременно в государственной клинике и в частной, могут только в частной, параллельно могут вести собственную практику. Многие из них активно пользуются соцсетями, занимаются просвещением и отвечают на вопросы онлайн. Их задача – честно делать свою работу, а при необходимости направить пациента к другим узким специалистам или на обследование в правильное место.

Пусть Карл Маркс говорил, что «нет той подлости, которую не совершил бы капиталист за 300% прибыли», это лишь его частное мнение. Факт остается фактом: коммерческая медицина может быть честной и качественной. Важно только уметь получать информацию и делать правильный выбор.


Поделиться в соц. сетях: