Семейный подход к реабилитации - МЦР

«Разделенная радость – вдвое больше, разделенная печаль – вполовину меньше». Эта старая народная мудрость как нельзя лучше обозначает правильный - со всех точек зрения - подход родных и близких к процессу реабилитации тяжелого больного. Любой из нас – это часть чего-то более глобального: мира, общества, рабочего коллектива, круга друзей, но в первую очередь, конечно же, семьи. Все что происходит с родными, влияет на нас, а всякие изменения в нас самих отражаются на наших близких. Особенно это становится заметно, когда в дом приходит болезнь.

Вспомним, как родители ухаживают за больными детьми, или как взрослые дети заботятся о родителях, если те заболели. Речь, конечно, идет о "нормальных" семьях, где приоритеты и жизненные ценности расставлены в соответствии с нормами человеческой морали и нравственности. Однако нередко мы сталкиваемся с ситуациями, когда забота не ограничивается только дежурством у кровати больного с таблетками и апельсинами в руках. Когда нужно гораздо больше усилий и терпения для выздоровления пациента. Если человек после травмы, болезни или операции проходит комплексный курс реабилитации, включающий в себя, прежде всего, восстановление двигательных и бытовых функций организма, родные и близкие должны не просто быть рядом, а всеми своими словами и действиями поддерживать больного. Быть сопричастными, вовлеченными в процесс.

Иногда восстановительная работа растягивается на долгие месяцы. И чем больше вовлеченность, сопричастность семьи, тем быстрее и эффективнее проходит реабилитация. В противном случае все происходит с точностью до наоборот.

Владимир попал в Междисциплинарный центр реабилитации с последствиями огнестрельного ранения головы, которое получил во время службы в армии. Тяжелейшая нейротравма случилась несколько месяцев назад. Военные нейрохирурги сделали все, что могли, чтобы сохранить парню жизнь, и благодаря их работе и крепости молодого организма у Владимира появились хорошие шансы на возврат к нормальной, полноценной жизни. Первый этап восстановления в центре прошел безупречно. Однако потом в реабилитационном процессе наступил застой и даже обозначилось движение назад. Казалось, что пациент просто не хочет становиться прежним здоровым человеком, он впал в депрессию, опустил руки. Причины такого поведения молодого человека стали ясны психотерапевту после первого же разговора. Оказалось, что мать Владимира умерла, когда он был еще ребенком; отец пьет и практически не поддерживает связь с сыном, а других родственников нет. И возвращаться в свою деревню в Брянской области бывший солдат не хочет. "Кому я там нужен?" - так и спросил Владимир врача. Психотерапевту удалось убедить пациента, что, прежде всего, он нужен сам себе. Но такая работа потребовала дополнительного времени и титанических усилий специалистов.

У Людмилы история совершенно другая. В шестьдесят один с ней случился инсульт. Семья "включилась" в процесс реабилитации сразу. Пока одни искали подходящую клинику для лечения, другие узнавали о новых восстановительных методиках и местах, где такие методики уже используют. Терпеливо, день за днем, рядом с Людмилой были ее брат и сестра, дети, внуки. Когда у пациентки не получались какие-то упражнения из курса двигательной реабилитации, родные вместе со специалистами убеждали ее, что сдаваться и падать духом нельзя, нужно обязательно попробовать еще и еще раз. В конце концов Людмила успешно прошла все комплексные программы. На семейном совете, с учетом мнения самой Людмилы, было принято решение, что к работе бухгалтером она не вернется, а сконцентрируется на семейных делах: будет заниматься внуками и больше внимания уделит дачному хозяйству.

Андрей Хаванов

Заведующий отделением психосоциальной реабилитации МЦР

Задача семьи в процессе реабилитации - поддержать, укрепить активность пациента. Но здесь важно не "перегнуть палку". Ни в коем случае нельзя все делать за больного, не давая ему возможности вернуться к двигательной активности, даже если это оправдывается заботой о нем, но опасно и отпускать его в "свободное плавание", чтобы он, якобы, самостоятельно побыстрее справился с недугом. Нужна оправданная "золотая середина"

Это мнение опытного психиатра и психотерапевта Андрея Хаванова, который в Междисциплинарном центре реабилитации среди прочего отвечает и за "семейное" направление деятельности.

Последние десять лет своей врачебной деятельности Андрей посвятил изучению влияния семьи на эффективность реабилитационного процесса больных с тяжелыми патологиями. Он знает совершенно точно (и обязательно говорит об этом с пациентами и их родственниками), что болезнь одного никогда не должна становиться "идеей фикс" для всех остальных. Поддерживая больного, члены семьи ни в коем случае не должны забывать и о себе. Нужно уметь радоваться, увлекаться, любить, одним словом - стараться жить полной жизнью. Тогда, по мнению Андрея Хаванова, у вас у самих будет больше душевных сил, которые вы можете передавать больному.

Ну, а если в семье все-таки возникли сложности психологического порядка, связанные с реабилитацией кого-то из родных, ждать не нужно. Есть специалисты, которые помогут успешно преодолеть такие состояния. Чтобы печаль стала вполовину меньше, а радость - вдвое больше.

Отправляя свои данные, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности и даете согласие на обработку ваших персональных данных.

Задать вопрос генеральному директору

Вопрос врачу