Психосоциальная реабилитация: советы членам семей пациентов от Андрея Хаванова - МЦР

В своей многолетней практике Андрею не раз приходилось убеждаться, что близкие люди могут служить мощным мотиватором и отличной группой поддержки для больного, в результате чего процесс реабилитации у него проходит быстро и успешно. Но иногда своими действиями они невольно тормозят процесс восстановления. Как говорится: «Хотели как лучше, а получилось…». Во избежание таких ситуаций попросим опытного доктора дать полезные советы членам семей пациентов и прокомментировать их основные ошибки.

1. Гиперопека. Принятие на себя чужих целей

- Андрей Юрьевич, известно, что когда любимый человек попадает в беду, многие близкие готовы «горы свернуть», чтобы ему помочь. Они начинают активно его лечить, возить на реабилитацию, поставив перед собой цель – вернуть больного к полноценной жизни. Также они целиком обслуживают его в быту, даже если он в состоянии что-то делать самостоятельно. Словом, люди затрачивают массу сил и энергии, а процесс восстановления здоровья больного идет очень медленно. Как Вы считаете, что тут не так? Кто должен ставить цели и стремиться их достигнуть?

- Один из ключевых принципов реабилитации в МЦР – принцип активности. Это значит, что инициатива исходит от пациента. Этот принцип красной нитью проходит через все уровни организации реабилитации: от глобальной стратегии восстановления до выполнения простейших упражнений, например, на укрепление мышц или улучшение памяти…

- Почему же случается так, что когда активность за больного человека проявляют другие люди, то сам он часто остается пассивным?

- Пациент «выучился» быть беспомощным. Эту функцию у него «забрали», например, родственники. Из самых благих побуждений. Случай, который Вы описали - как раз такого плана.

- Но ведь бывают случаи, когда пациент в силу тяжести своего состояния сам не может ставить цели и активно к ним двигаться. Тогда инициатива родственников бывает целиком оправданной, не так ли?

…к сожалению, не всегда наши пациенты сразу же активны и «выпрыгивают из штанов» лишь бы начать реабилитацию. Есть ряд случаев, исключающих активность:

1. Поражения передних отделов головного мозга приводят к тому, что человек становится пассивным. У него пострадала биология воли, «центр управления полетов». Эту функцию берут на себя сначала специалисты, а потом близкие. Постепенно пациент восстанавливается сам.

2. Депрессия, которая может выглядеть как капризы, обиды, раздражение, злость, требование оставить в покое или просто пассивная бездеятельность. Депрессия лечится лекарствами, психотерапией и их сочетаниями.

Таким образом, мы видим, что слишком активная позиция семьи пациента может принести ему как пользу, так и вред. Выбор правильной тактики поведения зависит от состояния больного, его физических и психических возможностей.

2. Формирование несбыточных надежд

- Приходилось ли Вам слышать, как близкие утешают больного словами: «Ты выздоровеешь и станешь прежним!», тем самым обманывая его и настраивая на то, чего не может быть? Почему они так поступают?

- Обычно это происходит либо потому что родственники сами в это верят (из-за незнания истинного положения вещей); либо потому что убеждены, что поддерживать нужно именно так, несмотря ни на что (например, увидели в американских фильмах или сериалах); либо боятся говорить правду, чтобы «не ранить» - эдакая ложь во благо.

- А как лучше выразить человеку свое сопереживание и участие? Как поддержать?

- Если вопрос, который вы ставите, про то, как утешать, то нужно как минимум дать выход чувствам. Пациент имеет на это полное право. Часто этого бывает достаточно. Пациент, как правило, сам прекрасно понимает, что слезами горю не поможешь. Однако, что называется – «иногда накатывает».

3. Гипермотивация

- А иногда близкие пытаются прямо-таки заставить больного постоянно работать над собой, не учитывая его моральное и физическое состояние. Вы сталкивались с такими примерами?

- Примерами гипермотивации могут служить следующие побуждения: «Ты обязан поправиться!», «Этим надо заниматься все время!», «Руки опускают только слабаки!», ну и все таком духе.

- К чему могут привести подобные высказывания? Не вызовут ли они обиду у больного, ощущение того, что его не понимают? Может ли это вылиться в агрессию либо апатию и замкнутость?

- Перфекционистские установки - действительно скорый путь к разочарованию и депрессии. Потому не надо ставить сверхзадач, реабилитация – не профессиональный спорт. «Делай что должен и будь что будет!» (Марк Аврелий – Ред.)

4. Недостаток внимания. Нервная обстановка в семье

- В некоторых семьях к больному стараются лишний раз не подходить по разным причинам: либо считая, что не стоит надоедать человеку, либо чувствуя моральную и физическую усталость, нежелание посвящать все свое время несчастному человеку. При отсутствии достаточной поддержки он чувствует себя беспомощным и никому не нужным, у него пропадает воля к жизни. К тому же, оставлять надолго больного человека опасно.

- …часто люди раздражаются и злятся, обвиняют пациента. При этом далеко не все это осознают, потому как стыдно такие чувства испытывать. Стараются это подавить, скрыть… Однако это все равно прорывается…Бывают такие впечатлительные родственники, что для них случившееся – удар больший, чем для самого пациента. Тогда отправляйтесь к реабилитационному психологу или психотерапевту и приводите себя в рабочее состояние. Ваш близкий нуждается в вашей помощи. В МЦР мы работаем, в том числе и с близкими.

Итак, дорогие члены семей наших пациентов! Мы понимаем, насколько тяжел ваш крест, как вы устали, как порой вас накрывает отчаяние и даже гнев на больного. Знайте, что команда нашего МЦР готова вас поддержать. Помочь восстановить покой и гармонию в душе, начать жить насыщенной полноценной жизнью, которая не ограничивается лишь уходом за больным. И тогда ваша позитивная энергия обязательно передастся ему и поможет добиться отличных результатов!

- Так как же правильно действовать, чтобы реабилитация шла успешно и интересы всех сторон были соблюдены?

- Рекомендации такие: собраться всем вместе в кабинете реабилитолога и обсудить ситуацию. Чтобы у всех было единое представление о перспективах реабилитации. Всем станет понятнее чего ожидать и к чему двигаться. Обсудить там же свою роль и участие в процессе. Я абсолютно убежден, что у самого пациента полезно спросить, в чем ему нужна помощь, что вы делаете так, а что не так.

Отправляя свои данные, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности и даете согласие на обработку ваших персональных данных.

Задать вопрос генеральному директору

Вопрос врачу