Реабилитация при рассеянном склерозе (поддерживающий формат)

Рассеянный склероз - болезнь прогрессирующая. При этом заболевании уровень качества жизни пациента - показатель, который, к сожалению, неизбежно ухудшается. В процессе течения болезни человек сталкивается все с большими трудностями и нарушениями как двигательных, так и речевых функций. В терминальной стадии речь идет уже не о реабилитации, а об абилитации пациента, то есть исключительно об улучшении ухода за ним со стороны родственников и медработников.

Однако сегодняшние методы диагностики, позволяющие выявлять рассеянный склероз на ранних стадиях, а также современные лекарственные средства и реабилитационные методики делают возможным поддержание относительно высокого уровня качества жизни больного в течение довольно продолжительного времени.

Еще не так давно врачи назначали больным рассеянным склерозом  значительное сокращение любой их деятельности вместе с длительным строгим постельным режимом. Это приводило к усилению спастики и другим осложнениям у пациентов. Сегодня специалисты советуют людям с этим диагнозом сохранять максимально возможную активность, соответствующую их состоянию. Многие исследования показали, что на увеличение количества обострений при рассеянном склерозе влияет изоляция пациентов.

Цель восстановительных, а точнее поддерживающих мероприятий при рассеянном склерозе - максимально продлить функциональную независимость человека, минимизировать его нетрудоспособность. Даже при отсутствии обострений недуга поврежденная нервная система постепенно утрачивает свои способности, если ежедневно не поддерживать двигательные и иные функции.

Обычно междисциплинарной командой, работающей с пациентом, руководит реабилитолог. Кроме него в группу специалистов, участвующих в реабилитации при рассеянном склерозе, обязательно должны входить невролог, нейропсихолог, физиотерапевт, логопед, специалист по лечебной физкультуре, диетолог, и если нужно - другие специалисты. Значительная роль в поддерживающих программах для больных рассеянным склерозом отводится лечебной физкультуре. ЛФК направлена на снижение тонуса, восстановление силы в мышцах и координации движений. Врач ЛФК составляет индивидуальную программу для пациента при непосредственном участии всех членов междисциплинарной команды, которые комплексно оценивают состояние больного и определяют объем поддерживающих мероприятий.

Василий Купрейчик

Ведущий реабилитолог МЦР

«Методик лечебной физкультуры и кинезитерапии сегодня насчитывается около двадцати. Хороший специалист никогда не работает по шаблону. Мы комбинируем, мы ищем для каждого те подходы, которые будут наиболее эффективны для конкретного пациента. В данном случае врач - творец, художник. Можно ведь отталкиваться от семи цветов. А можно - от двадцати. Чем богаче палитра - тем лучше результат.»

Один из важнейших аспектов реабилитации при рассеянном склерозе - психосоциальная адаптация человека к условиям, в которых он оказался. Прогрессирующее заболевание - это в большинстве случаев потеря способности функционирования в социуме. Больной теряет работу, друзей, возможность заниматься спортом. При таком диагнозе нередко распадаются семьи: не каждый готов до конца быть с человеком, который угасает. Это приводит многих пациентов к затяжной тяжелой депрессии. Задача психолога подвести пациента к осознанию того, что с рассеянным склерозом можно устроить свою жизнь таким образом, чтобы она была максимально наполнена радостью и удовольствием.

А жить с рассеянным склерозом можно и нужно.

Название: Реабилитация при рассеянном склерозе (поддерживающий формат)