Лечение дизартрии

Лечение дизартрии — это совокупность консервативных методик, которые помогают восстановить или вернуть утраченную функцию речевого общения. У детей она развивается на фоне врожденных дефектов ЦНС, родовых травм, инфекционных патологий (полиомиелит, менингит). У взрослых основной причиной возникновения является поражение центров речи во время инсульта. Комплексное лечение дизартрии проводится в специализированных неврологических или реабилитационных центрах.

Что такое дизартрия

В отличие от афазии, связанной с недостаточным пониманием смысла слова, неправильным восприятием звуков или затруднениями с правильным выражением мысли, дизартрия — это нарушение звукообразования, имеющее физиологические причины. В Москве терапевтический план лечения дизартрии у взрослых и детей составляется с учетом локализации поражения органов речевого аппарата. Диагностируются следующие соматические нарушения:

• Ослабление иннервации и работы мышц, обеспечивающих природную артикуляцию, что выражается в снижении тонуса или гиперкинетических, спастических движениях. Речь смазана, нарушено произношения твердых согласных, свистящих, шипящих звуков.

• Нарушение тонуса голосовых связок. Пациент говорит тихо, не способен регулировать громкость речи, голос писклявый.

• Изменение речевого дыхания из-за поражения связей между нейронами, координирующими голосообразование. Речь становится медленной или, наоборот, быстрой с вынужденными паузами для вдоха, теряется речевая эмоциональная окраска.

Подобные нарушения встречаются при поражении различных областей головного мозга, нередко диагностируется одновременно несколько поражений.

Виды и особенности лечения

По уровню выраженности нарушений выделяют четыре стадии дизартрии:

• Первая или стертая дизартрия — ее лечением занимаются неврологи и логопеды. Выявить заболевание на начальном этапе может только квалифицированный специалист, поскольку для окружающих речь больного остается понятной, проявляется лишь небольшая смазанность.

• Второй характерны более глубокие и заметные для окружения нарушения произношения.

• Третья выделяется полным изменением речи, в результате чего понять пациента могут только близкие люди, давно знакомые с особенностями его артикуляции и тембра.

• Четвертая — наиболее тяжелая стадия недуга, во время которой слова больного непонятны даже родным или полностью отсутствуют (анартрия).

По локализации поражения выделяют следующие формы болезни, которые отличаются принципами протекания клинической картины и требуют индивидуального подхода к составлению терапевтического плана:

• при псевдобульбарной дизартрии лечение направлено на снятие спастического паралича и гипертонуса мышц;

• бульбарная форма нуждается в восстановлении нервных волокон и церебральных нейронов, логопедической терапии, устраняющей снижение тонуса мышц речевого аппарата;

• мозжечковая выделяется прерывистостью произношения, вызванным поражением мозжечка;

• подкорковой характерны гиперкинезы, непроизвольные движения, выкрики, спровоцированные мышечно-тоническими нарушениями;

• при корковой форме речь замедляется, теряется ее экспрессивность, затрудняется произношение переднеязычных звуков, которое требует логопедического вмешательства и медикаментозной терапии.

Методы терапии

Для коррекции недуга применяют сочетание медикаментозной терапии, назначаемой неврологом, занятия с логопедом и такие реабилитационные меры, как массаж (общий, сегментарный, точечный), иглоукалывание, физиотерапия, лечебная физкультура, бальнеотерапия.

Для тренировки голосового аппарата назначают логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Дизартрия у детей эффективно лечится такими нетрадиционными методиками, как:

• дельфинотерапия;

• пескотерапия;

• лепка из пластичных материалов.

По отзывам родителей, дети легко адаптируются к ежедневным занятиям, что дает хорошие результаты в лечении дизартрии.

Стоимость терапии

Цены на лечение этого заболевания отличаются в различных медучреждениях и зависят от продолжительности коррекции, потребности в повторных курсах реабилитации. Стоимость зависит от ценовой политики медицинского центра, комплекса лечебных мероприятий, подбираемых индивидуально исходя из типа и выраженности патологии.

Название: Лечение дизартрии