ВЛАДИСЛАВ ВЕЛЕВ

Есть мнение, что с депрессией можно справиться самостоятельно. Жаловаться стыдно, просить помощи, когда «плохое настроение» – неловко. Да, эмоциональные качели не всегда говорят о депрессии. Но если она есть, то это вовсе не усталость и не дурное настроение. Это состояние, обусловленное биологически: нарушается выработка серотонина в головном мозге. Это спутник многих тяжелых заболеваний и реакция на перенесенный стресс.

В депрессии все меркнет, нет сил на самые простые действия, лишаешься сна, а в тяжелых случаях возможны попытки лишить себя жизни. Зачастую в депрессии оказывается не только тот, кто пережил шоковую ситуацию, но и его близкие. И тут бесполезны «кухонные» советы или призывы не ныть, нужна профессиональная помощь врачей. Депрессия – это тяжелое заболевание, которое может привести к фатальным последствиям, и оно нуждается в комплексном лечении.

Признаки депрессии

Врачи говорят, что депрессия – это беспомощность перед серьезными трудностями, которые встретились на пути человека.

Обратите внимание на критерии, по которым можно понять, что речь идет именно о депрессии, а не о временной усталости или грусти:

• Основной: в течение минимум 2 недель постоянно угнетенное состояние;
  • В голове – негативные мысли, все видится в черном свете;
  • Слабость, нет энергии, работоспособность на нуле;
  • Измучила бессонница, нет аппетита. Иногда встречается противоположное: вечное желание спать и звериный аппетит;
  • Ощущение себя виноватым, стыд;
  • Думы о самоубийстве вплоть до реальных попыток;
  • Нет интереса к сексу, хобби, общению;
  • Меняется поведение: общительный человек замыкается, добряк вдруг проявляет агрессию и т.д.
  • Подобные признаки – повод срочно обратиться к врачу-психиатру, именно он занимается постановкой диагноза «депрессия».

Причины развития депрессии

Существует множество самых разных депрессивных расстройств, и этот список постоянно пополняется. Отметим наиболее важные причины развития такого состояния:

• Биологический фактор. Бывает, что организм не вырабатывает серотонин – так называемый гормон счастья, отвечающий за бодрость и хороший настрой, либо вырабатывает, но рецепторы, которые его должны захватывать, этого не делают. Это сложный случай, требующий приема медикаментов.
  • Эндогенная депрессия, которую еще называют «витальным расстройством». Она может наступать внезапно, без видимых причин. Важным фактором ее развития считается генетика: особенности строения мозга, вызывающие склонность к депрессии.
  • Реактивная депрессия. Наступает как реакция после пережитой шоковой ситуации, несчастья, на фоне хронической усталости или стресса.
  • Депрессия на фоне перенесенных заболеваний.
  • Депрессия может быть одним из проявлений психического заболевания – шизофрении, биполярного расстройства и др.
  • Почему мы в МЦР занимаемся депрессией?

Депрессия сопровождает очень многие состояния наших пациентов. Это, в первую очередь, все состояния, связанные с шоковыми переживаниями. Приведем пример. «У нас был пациент, здоровый, сильный 46-летний мужчина. После некоторого перерыва он решил вернуться к занятиям велоспортом. - рассказывает Владислав Велев, психолог МЦР. - Проехал 100 км, а ночью после этого произошел инсульт и у него парализовало половину тела. Что чувствует человек, который мог похвастаться отменным здоровьем, кормил семью, вел активную жизнь, а теперь не может пошевелиться? Слабость, бессилие, отчаяние, неизвестность. Итогом становится депрессия». Целую гамму негативных эмоций испытывают и пациенты с онкологией, для которых вся дальнейшая жизнь оказалась под большим вопросом. Что ждет в будущем? Как поведут себя близкие? Множество тяжелых вопросов без ответов.

Но причины возникновения депрессии могут быть не только психологическими. Так, при лечении некоторых видов рака, в частности молочной железы, депрессия является побочным эффектом химиотерапии. Женщины думают, что надо взять себя в руки, перетерпеть, подавить свою слабость, но корень проблемы в том, что есть препараты, которые вызывают депрессию, и просто «взять себя в руки» не получится.

Мы комплексно работаем с пациентами после рака, тяжелых травм и инсультов, помогая восстановиться не только телу, но и душе. Есть заблуждение, что лечение тела – это самое важное. Но опыт столкновения с ситуациями, когда человек оказывается сломлен и физически, и морально, говорит о том, что если лечить душу, то это радикально изменит все. Тело может остаться травмированным, но внутреннее отношение к ситуации изменится, и тогда пациенту и его родным станет гораздо легче. У них будет шанс на нормальную жизнь.

Лечение депрессии

Депрессия лечится в первую очередь медикаментозно. Это необходимо, чтобы снять острое невыносимое состояние, вывести из штопора. Препараты должен назначать только врач-психиатр, и продолжительность их приема тоже регулируется доктором. Ни в коем случае нельзя лечиться «по интернету» или советам друга, это ведет в тупик или к еще большим осложнениям.

Помимо приема лекарств, необходима психотерапия. В МЦР применяются самые разные международные методики, имеющие под собой твердую доказательную базу, их подбирают индивидуально под нужды пациента. Среди них психодрама, когнитивно-поведенческая терапия, краткосрочная стратегическая терапия по Джорджио Нардонэ, экзистенциальный анализ или личностная психотерапия и др.

Также у нас функционирует группа взаимопомощи. Это встречи, на которые приходят те пациенты, которые недавно столкнулись с травмирующей ситуацией и, как следствие, депрессией, и те, кто уже победил депрессию и могут рассказать о своем опыте. Сам факт такой встречи работает как психотерапия. Люди рассказывают важные подробности о том, как именно им удалось справиться с теми или иными сложностями, и это дает надежду и вдохновляет других. Пациенту с депрессией нужна конкретика, а не пустые призывы «соберись, держись!» Важнее рассказ о том, как кто-то каждое утро заставлял себя одеваться больной рукой, и в итоге рука стала слушаться. Или как он ежедневно выходил на улицу, несмотря на боль, и постепенно боль отступила.

Работа с семьей

Отдельная тема - семейная психотерапия. Когда с человеком что-то случается, это затрагивает всю семью. Если есть супруг, то возникают проблемы в отношениях, начиная от секса, заканчивая бытом. Если партнера нет, есть родственники и друзья, вовлеченные в эту ситуацию. Семейная депрессия – весьма частое явление. Сейчас в МЦР лежит восьмилетний мальчик, с которым произошла трагическая история. Он упал, катаясь с горки. Сознание не терял, его не тошнило, поэтому к врачу не обратились. А наутро ребенок оказался в коме. Его отвезли в больницу, где выяснилось, что сломана одна из костей черепа, отек мозга, и за время в коме он впал в вегетативное состояние, в котором останется навсегда. В МЦР для него разработали систему альтернативной коммуникации посредством моргания и стали помогать его семье.

«Это тот случай, когда в депрессии оказалась вся семья. - рассказала генеральный директор МЦР Александра Славянская. - Бабушка круглосуточно рыдала и обвиняла родителей, мама винила папу… Если людей не вывести из такого состояния, у них не получится ухаживать за мальчиком, а ребенок все будет чувствовать. Нужно сделать так, чтобы они могли жить дальше, и расплести клубок вины. За тот месяц, что ребенок пролежал у нас, наши врачи работали не столько с ним, сколько с его семьей. Применялась семейная психотерапия во всех вариациях: отдельно с каждым, с парой, со всеми тремя одновременно. В итоге семье стало действительно легче. Интересно то, что они перенесли свое улучшение на ребенка. Теперь они замечают положительные моменты, способны эффективнее заботиться о малыше и при этом жить своей жизнью».

После кризиса, который произошел в жизни человека из-за постигшего его несчастья со здоровьем, очень важно правильно работать с душевным состоянием пациента. Нельзя тешить его пустыми надеждами, вместо этого необходимо дать понимание того, что он переживает трудный этап, но все можно преодолеть. Ни в коем случае нельзя обещать, что человек полностью поправится, если это не так. Нужно работать с тем, что есть, научить принятию перемен, помочь дышать полной грудью и получать радость в изменившихся условиях. Только так со временем человек сможет по своему психологическому настрою сравняться с тем собой, кем он был до трагедии. И в этом суть нашей работы с депрессией после тяжелых заболеваний.

Название: Депрессия, хандра, хроническая усталость. Как вернуть себе прежнее качество жизни?
    15.02.2018