Реабилитация при эндопротезировании

Основная причина нарушения функции суставов - артроз. При этом заболевании соединительная хрящевая ткань разрушается, и кости начинают соприкасаться друг с другом, доставляя человеку не просто дискомфорт - сильную боль. До поры до времени можно терпеть, "сидеть" на уколах или таблетках, но артроз - недуг прогрессирующий. Когда боль в тазобедренном или коленном суставах станет нестерпимой, и жить как прежде, получая радость от движения, уже невозможно, есть только один способ вернуть человека в нормальное функциональное состояние: сделать эндопротезирование. Проще говоря, заменить естественный сустав искусственным.

Эндопротезирование проводится и в случаях, когда сустав, в частности, головка или вертел бедренной кости, получили травматическое повреждения, перелом. Такая операция сопряжена с длительной обездвиженностью человека. Практика показывает, что к доболезненному объему двигательной активности в большинстве случаев пациент возвращается примерно через год после эндопротезирования. Между тем длительные функциональные ограничения сказываются на состоянии всего организма. В результате малоподвижного образа жизни развивается гиподинамия, атрофируются определенные группы мышц.

Одной из важных задач специалисты МЦР считают сокращение сроков реабилитации человека после операции. Ведущий реабилитолог Центра Василий Купрейчик убежден, что начинать процесс восстановления пациента нужно еще до операции.

Василий Купрейчик

Ведущий реабилитолог МЦР

«Сначала должен проводиться комплекс мероприятий, который бы предварял хирургическое вмешательство. Нужно подготовить мышцы и самого пациента к этой сложной операции и ее последствиям, проявляющимся в первые послеоперационные недели. Необходимо еще до эндопротезирования научить человека правильно передвигаться, сидеть на стуле, в машине, переходить из сидячего положения в лежачее, и наоборот. Обладая такими навыками, пациент быстрее может начать следующий этап реабилитации.»

Следующий, уже послеоперационный этап - это, по сути, начало возвращения к нормальной двигательной активности. Здесь реабилитологи МЦР работают в тесном контакте с хирургом-травматологом, который дает свои рекомендации относительно сроков восстановления конкретного пациента . Эти сроки зависят от того, какой метод операции был использован: цементный или бесцементный. Зная о том, когда можно нагружать конечность, специалисты МЦР составляют индивидуальный план реабилитации.

Как правило, если процесс реабилитации идет по плану, уже меньше чем через три месяца человек в состоянии ходить. В результате, в подавляющем большинстве случаев удаётся достичь почти полного восстановления качества жизни пациента, когда он может практически без ограничений передвигаться, заниматься спортом, жить интимной жизнью.

В то же время реабилитологи напоминают, что искусственный сустав - всего лишь часть скелета и, вернувшись к нормальной жизни, относиться к своим костям и суставам нужно бережно и внимательно.